Раскроем сущность и методику расчета основных показателей, используемых при анализе финансового состояния коммерческого банка:
Показатели рентабельности, корреляции и стабильности
1. Рентабельность капитала. Оценивается как отношение чистой прибыли к капиталу.
К = Прибыль за отчетный период / Капитал банка.
2. Рентабельность активов. Оценивается как отношение чистой прибыли к активам.
Таблица 2.1. Методика анализа рентабельности активов банка
А |
Банк показал рентабельность активов / капитала существенно выше рыночной |
В |
Банк показал рентабельность активов / капитала выше рыночной |
С |
Банк показал рентабельность активов / капитала на уровне рынка |
D |
Банк показал рентабельность активов / капитала на уровне ниже рынка |
Е |
Отрицательная рентабельность |
К = Прибыль за отчетный период / Активы банка.
3. Стабильность структуры баланса. Характеризует стабильность структуры баланса и тенденции ее изменения. Возможно бонусирование банка в группе I. Возможно снижение рейтинга до C3 экспертно в группах IV, V. Показатели оцениваются экспертно по шкалам A, B, C, D, E, где:
Таблица 2.2. Анализ стабильности структуры баланса коммерческого банка
А |
Банк отличается стабильностью структуры активов и пассивов в течение нескольких отчетных дат. Структура активов и пассивов нормальная для банка с учетом специализации и размера активов. Общая тенденция улучшения качества активов и пассивов |
В |
Банк имеет в целом стабильную структуру активов и пассивов в течение нескольких отчетных дат. Допускаются отдельные кратковременные существенные изменения структуры активов или пассивов. Существует прозрачное объяснение колебаний. Структура активов и пассивов в целом нормальна для банка с учетом специализации и размера активов. В целом положительная тенденция качества активов и пассивов. |
С |
Структура активов и пассивов банка нестабильна в течение 1 – 2 отчетных дат, однако у аналитика нет прозрачного объяснения колебаний. Допускается некоторый «перекос» по структуре активов или пассивов. Допускаются отдельные кратковременные существенные изменения структуры активов или пассивов. |
D |
Структура активов и пассивов банка нестабильна в течение нескольких отчетных дат. Изменения непрозрачны для аналитика. Структура активов или пассивов нестандартна для банка. Присутствует некоторая отрицательная динамика изменения качества активов или пассивов |
Е |
Структура активов и пассивов банка крайне нестабильна в течение нескольких отчетных дат. Структура активов или пассивов в явном виде и в значительной мере не отражает специализацию банка. Имеется серьезная негативная динамика ухудшения качества активов или пассивов. |
Показатели позиции на рынке МБК
1. Показатель общей позиции на МБК. Общая позиция: донор или реципиент.
2. Показатель позиции на МБК по рублям. Характеризует позицию банка на рынке МБК по рублям.
3. Показатель позиции на МБК по валюте. Характеризует позицию банка на МБК по валюте.
Показатели общей позиции на МБК, позиции на МБК по рублям, позиции на МБК по валюте оцениваются экспертно по шкалам A, B, C, D, E, где:
Другие материалы:
Место кредитного скоринга в системе управления
кредитными рисками
Кредитный риск представляет собой основной банковский риск, управление которым является ключевым фактором, определяющим эффективность деятельности банка. Обычно банки формируют значительную часть своих доходов за счет кредитной деятельности, поэтому особую актуальность представляет оценка потенциал ...
История создания Европейской системы центральных банков и единой
европейской валюты
Послевоенная Бреттон-Вудская модель международной валютной системы базировалась на долларе США, который еще в 30-е гг. вытеснил с лидирующих позиций британский фунт стерлингов. Поэтому в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли ФРГ, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды ...
Методы оценки банковских рисков
Банковские операции очень разнообразны, каждой из них присущи свои характерные особенности, а следовательно, и определенный уровень риска или фиксированная вероятность потерь. Все разнообразие банковских операций дополняется разнообразием клиентов и изменяющимися рыночными условиями, что значительн ...