Активные операции коммерческих банков

Материалы » Банки и банковская деятельность » Активные операции коммерческих банков

Страница 1

Активные операции – это операции по размещению ресурсов с целью получения дохода.

При осуществлении активных операций коммерческий банк руководствуется рядом принципов, основными из которых являются:

1. размещение ресурсов должно осуществляться в соответствии с законодательством;

2. при размещении средств банк должен решать проблему соотношения прибыльности, ликвидности и риска (они находятся в противоречии). Так, акционеры заинтересованы в максимизации прибыли, которая может быть получена за счет рискованных кредитов или выгодных вложений в долгосрочные инвестиции. С другой стороны, эти действия отрицательно сказываются на ликвидности банка. Следовательно, между степенью риска-ликвидности и нормой прибыли должен соблюдаться компромисс, т. е. необходимо найти соотношение между максимальной прибыльностью, минимальным риском и оптимальной ликвидностью. Оптимальное соотношение достигается через умелое конструирование структуры активов банка.

Состав и структура активов отдельных коммерческих банков могут

существенно различаться, т. к. их формирование обуславливается широким кругом факторов:

- особенностями национального законодательства, способного ограничить или стимулировать определённые виды деятельности кредитных учреждений

- финансовым положением банка

- продолжительностью деятельности КБ, от которой зависят его возможности получения различных видов лицензий на совершение определённых операций

- составом и структурой сформированных банком пассивов

- типом и специализацией коммерческого банка.

Основной задачей любого КБ является нахождение такой оптимальной структуры своего баланса, при которой максимизировалась бы прибыль банка и в то же время поддерживалась на должном уровне ликвидность. Важная роль в решении этой задачи принадлежит управление активами банка, основной целью которого является формирование рациональной структуры банковских активов.

Структуру банковских активов можно представить по трем параметрам: ликвидность, прибыльность и риск.

С точки зрения ликвидности структуру активов можно представить в виде схемы:

Схема 2.1. Структура активов банка (по степени ликвидности).

Ликвидные активы – это активы, которые в минимальный срок и с минимальными потерями могут быть направлены на погашение обязательств. В составе ликвидных активов выделяют кассовую наличность и вторичные ресурсы. Банки избегают держать в больших объемах кассовую наличность, поскольку она не приносит доходов банку, а наличные деньги могут быть украдены. Тем не менее, коммерческие банки вынуждены иметь кассовую наличность в определенном объеме, который зависит от ряда факторов (к примеру, от норматива ЦБ, определяющегося классом банка, а следовательно, возможностью взять кредит на МБР, и структурой его вкладов – чем больше вкладов до востребования, тем больше норматив). Вторичные ресурсы – это краткосрочные вложения банка, т.е. высоко ликвидные доходные активы, которые можно быстро и с незначительным риском потерь превратить в наличные деньги (краткосрочные ценные бумаги, высоко ликвидные ссуды). Основное предназначение вторичных ресурсов – служить источником пополнения первичных ресурсов. Объем этой статьи зависит степень колебания депозитов и структура портфеля кредитов. Если вклады и спрос на кредиты подвергаются значительным колебаниям, то банку необходимо создавать вторичные ресурсы в большей сумме.

Портфель кредитов формируется исходя из заявок клиентов с учетом спроса и предложения на кредит. Это наиболее важная часть банковских активов, традиционный вид банковской деятельности, доходы по ссудам – наиболее крупная составляющая банковской прибыли.

Инвестиции – это размещение средств в ценные бумаги с целью получения дохода. Назначение инвестиций – приносить банку доход и по мере приближения срока погашения ценных бумаг – обеспечивать ликвидность. Банки отдают предпочтение государственным ценным бумагам, если главная цель банка – обеспечение ликвидности (т. к. они менее доходны, но и менее рискованны). Вкладывая ресурсы в ценные бумаги муниципалитетов, банк надеется на получение прибыли, льготы по налогу и поддержку органов власти.

Страницы: 1 2 3

Другие материалы:

Маркетинг предприятия
При составлении плана маркетинга предприятия предусматривают следующие этапы: 1. Анализ ситуации на рынке, установление потребителей и запросов заказчиков; На данном этапе анализируют ситуацию на рынке. В этом разделе приводятся данные об активности на рынке заказчиков и подрядчиков. При этом учиты ...

Характеристика ООО «Региональный фондовый центр»
ООО «Региональный фондовый центр», расположенный в г. Салават, был создан в 2004 г. Он является дочерней структурой ЗАО Финам. ООО «Региональный фондовый центр» (ООО РФЦ) имеет юридическую самостоятельность. Основными видами деятельности являются: -организация торговли на рынке ценных бумаг; -консу ...

Характеристика основных видов ценных бумаг
Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др. Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги. Первичн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru