Все заявления о взаимодействии финансовых организаций и малого бизнеса до сих пор чаще были просто пиаром, данью моде. Банки не любят возиться с малым бизнесом. Расширение этой сферы с помощью банков было почти невозможным, потому что малому бизнесу предлагались практически те же условия, что и крупным компаниям.
Поддержкой начинающих предприятий практически никто не занимается. По данным статистики, только от двух до 15 % предпринимателей пользуются услугами банков, страховых и лизинговых компаний. Сами предприниматели отмечают, что 80 или даже больше процентов средств для становления бизнеса они получают либо за счёт собственных сбережений, либо благодаря «теневым схемам».
Из 185 млрд. долл., выданных в виде кредитов банками в 2005 г., лишь 5 млрд. долл., по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», досталось малому бизнесу. Для сравнения , крупный бизнес одолжил у банков 140 млрд. долл.
Почему банки неохотно кредитуют малые предприятия? Причин несколько. Первая – большой риск невозврата. Существует определённая статистика, по которой за первые год-полтора своего существования погибают 50% вновь образованных фирм. Для тех, кто просуществовал от 2 до 6 лет, риск чуть снижается. Но всё равно разорится, может каждая четвертая компания. С теми, кто прожил более 7 лет, всё более или менее стабильно. Им можно было бы давать кредит. Но проблема в том, что деньги нужны. Но проблема в том, что деньги нужны как раз в первые 3-4 года существования.
Второй минус- отсутствие залога. С начинающего предпринимателя взять практически нечего. Банки стараются искать приемлемые схемы, чтобы хоть как-то обеспечить кредит. Некоторые кредиторы выдают займы на приобретение так называемых основных средств( оборудование, транспорт, недвижимость), которые тут же берут в залог по кредиту. Есть варианты кредитов под инкассируемую выручку, товары в обороте. Но это требует бумажной волокиты при оформлении, большого количества поручительств. Наконец, предприниматель может пытаться получить кредит под залог личного имущества (квартиры, машины и т.д.).
Сейчас начинает работать схема, которую уже давно пытается внедрить Министерство экономического развития. Федеральный бюджет даёт региональным властям или уполномоченным организациям деньги, а те в свою очередь выступают гарантом по кредитам для местных предпринимателей. По такому принципу работает уже несколько крупных российских банков. Есть и определённые законодательные сложности. Центральный банк РФ обязывает банки создавать так называемый неприкосновенный резерв. То есть банк должен «отложить» в качестве страховки сумму, равную половине, а то 100% суды. Для небольших банков, у которых недостаточно денег, это невозможно.
Последняя причина неразвитости кредитов для мелкого бизнеса - отсутствие
знаний и опыта у самих банков. Не каждый кредитор может сегодня оценить риски нестабильного российского бизнеса.
Сроки и ставки тоже оставляют желать лучшего – в среднем год-два по 15-17% годовых. При этом крупное предприятие имеет шанс получить кредит на гораздо более длительные сроки и под меньший процент.
Тем не менее, условия постоянно меняются в лучшую сторону. За последний год объём кредитов малому бизнесу увеличился на 50%. Если малые предприятия смогут вовремя и сполна расплачиваться по долгам, банки непременно увеличат предложение.
Другие материалы:
Состав аудиторской проверки
	 Главной целью аудиторской проверки является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта и соответствия совершенных им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В ходе проверки аудитор должен изучить такой объем информа ...
	
Кредитно-денежная политика Центробанка РФ в начале
2013 года
	 Важнейшим трендом февраля стало сохранение тенденции к ускорению инфляции. Февральская инфляция составила по итогам месяца почти 0,6% (в феврале 2012 г. – 0,4%). Таким образом, темпы ускорения, хотя оказались не так высоки, как в январе, когда они вдвое превысили прошлогодние, но остаются достаточн ...
	
Анализ операций кредитования физических лиц российских банков с позиции
текущей ситуации в банковском секторе
	 Обеспечение развития потребительского кредитования – вопрос большой важности, одна из стратегических задач деятельности многих коммерческих банков. Совершенствование организации потребительского кредита в современных условиях является важной проблемой, решение которой позволит повысить платежеспосо ...