В случае оформления кредита на потребительские нужды при безналичных перечислениях требуется счет-фактура и/или договор купли-продажи и т.п.
В рассмотрении документов заявителя участвуют различные службы банка. Основной объем работы приходится на специалистов кредитной службы, которые проверяют полноту формирования пакета документов, соответствие копий документов их оригиналам, данных паспорта или документов, удостоверяющих личность, данным, указанным в заявлении-анкете (анкете), кредитную дисциплину заявителя (поручителя) по ранее полученным кредитам в Банке.
Кроме этого производится согласование способа обеспечения исполнения кредитных обязательств и изучаются документы, подтверждающие право собственности на предлагаемое в залог имущество. Отметим, что способами обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, заключенному между банком и кредитополучателем, могут являться: поручительства физических и (или) юридических лиц; залог имущества (за исключением залога долей, частей жилых домов/ квартир/земельных участков), находящегося в собственности кредитополучателя или третьего лица; залог имущества, которое поступит в будущем в собственность залогодателя (за исключением залога долей, частей жилых домов/ квартир/земельных участков); гарантийный депозит денег кредитополучателя или третьего лица; залог имущественных прав, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут быть отчуждены.
Специалисты кредитной службы определяют платежеспособность заявителя и поручителя. Определение коэффициента платежеспособности заявителя осуществляется исходя из его чистого дохода, который рассчитывается путем вычета из полученных заявителем доходов обязательных налоговых платежей, выплат и удержаний, а также суммы бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения на один месяц, определенной на дату/месяц, в котором производится расчет коэффициента платежеспособности.
При расчете чистого дохода учитываются доходы заявителя, имеющие постоянный характер, с периодичностью их получения - не реже одного раза в три месяца.
В доходной части расчета чистого дохода учитываются следующие виды доходов заявителя (поручителя):
- заработная плата (включая отпускные), премии, надбавки к зарплате и прочие;
- доходы по договорам гражданско-правового характера (договоры подряда, авторские вознаграждения и т.п.);
- доходы от предпринимательской деятельности;
- другие доходы.
В расходной части расчета чистого дохода учитываются следующие расходы заявителя:
- подоходный и другие налоги, уплачиваемые из доходов физическими лицами;
- удержания по исполнительным листам (в том числе алименты);
- ежемесячные платежи по ранее полученным кредитам, включая кредиты, полученные в других банках (за исключением овердрафтных кредитов и процентам по ним), и товарам, купленным в рассрочку;
- платежи, осуществляемые за третьих лиц во исполнение обязательств по ранее заключенным договорам поручительства;
- сумма бюджета прожиточного минимума на дату/месяц, в котором производится расчет.
Для расчета платежеспособности заявителя используется средний чистый доход. Расчет среднего чистого дохода осуществляется по следующей формуле:
|
|
где Дч - среднемесячный чистый (совокупный чистый) доход;
Д - доход, полученный в i-месяце;
Р - расход, понесенный в i-месяце;
i - номер месяца;
n - количество месяцев [38].
Максимально допустимое значение коэффициента платежеспособности заявителя должно иметь значение 0,5.
Коэффициент платежеспособности поручителей рассчитывается исходя из совокупного чистого дохода поручителей, чьи доходы не включены в совокупный чистый доход заявителя при расчете его платежеспособности, с учетом соблюдения требований по максимально допустимому его значению.
Помимо кредитной службы банка, представленные клиентом документы, рассматриваются специалистами службы безопасности и юристами банка.
Другие материалы:
Системный подход к оценке эффективности
финансовой деятельности коммерческого банка
Экономические реформы в России изменили взгляд на ведение банковского бизнеса. И если прежде банки рассматривались как составная часть государственной системы денежного обращения и оценивались преимущественно с точки зрения выполнения заранее заданных нормативно-плановых показателей, то с формирова ...
Характеристика персонала
Персонал является одним из основных ресурсов предприятия, от которого зависят результаты деятельности фирмы. Его структуру можно охарактеризовать как по количеству, так и по качеству. Чтобы отразить количественное состояние работающих, используют следующие показатели: · явочная численность (определ ...
Модели привлечения банками ресурсов для ипотечного
кредитования
Проблему привлечения ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием можно считать наиболее критичной для развития системы жилищного ипотечного кредитования в России. Слишком «короткие» и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипоте ...