Несовершенство действующей в России системы регулирования инвестиционно-банковской деятельности привело к объединению банковских и брокерских компаний в рамках единого холдинга (иногда существующего на неформальных условиях). Наиболее известными конгломератами, включающими в свой состав кредитные учреждения и инвестиционно-брокерские компании, на рынке являются инвестиционно-банковская группа «НИКойл», группа «Альфа», группа «Метрополь» и некоторые другие. Подобные объединения позволяют «перекрывать» бизнес-поля участников группы, создавая таким образом синергетический эффект, что значительно повышает их конкурентоспособность на рынке. Таким образом, проявление дезинтермидации в России выразилось в облегчении доступа на рынок и устранении посредников для инвестора как в традиционно банковском секторе оказания услуг, так и в сегменте рынка, представленном брокерскими компаниями. При этом значительную роль сыграли в этом процессе и современные IT-решения, основанные на использовании возможностей Интернета.
Практически все перечисленные выше тенденции, проявившиеся на молодом российском рынке ценных бумаг, обязаны своим появлением в той или иной степени бурному развитию IT-технологий и не менее стремительному внедрению их в повседневную практику инвестиционно-банковской деятельности. Распространение в России сети Интернет во многом снивелировало значение фактора географической удаленности клиентов от центров оказания финансовых услуг, а также сократило до минимума размеры начального капитала, с которым клиент может «войти» в рынок, сделав доступным весь спектр финансовых инструментов мелким и средним инвесторам, в том числе и физическим лицам.
Системы интренет-трейдинга начали широко использоваться профессиональными участниками рынка ценных бумаг с 1999 года. Их появление позволило устранить на пути к фондовому рынку ряд преград и открыть его для мелких и средних инвесторов, в основном из числа физических лиц. Безусловно, «интеллектуальным» толчком для создания и применения этих технологий послужили технологии «банк—клиент», которые к тому моменту уже были широко представлены на рынке. Коммерческие банки, вложившие значительные средства в разработку систем, позволяющих обслуживать клиентов «дистанционно» с минимальными трудозатратами, явно превосходили по этому параметру инвестиционные компании. Последние были вынуждены «приближать» офис к клиенту любыми способами.
Немаловажную роль в процессе быстрого распространения интернет-систем в инвестиционном сегменте финансового бизнеса сыграл и фактор отсутствия достаточно больших помещений, способных вместить всех желающих торговать в режиме онлайн: подавляющее большинство брокерских компаний до сих пор весьма ограничены в офисных помещениях. Примерно с 2000 года оператор фондового рынка, предлагающий свои услуги клиентам, которые не имели системы интернет-трейдинга, лишался очень важного конкурентного преимущества и практически был обречен на неудачу. При этом для клиентов коммерческих банков крайне важным была возможность адаптации появившихся систем интернет-трейдинга с уже используемыми и привычными системами «банк—клиент». Это требование актуально и до сегодняшнего дня.
Другие материалы:
Рекомендации по повышению эффективности финансовой работы
ООО КБ «Наратбанк»
Исходя из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России и политики Правительства РФ и Банка России по ее реформированию, а также с учетом стратегических целей и задач и показателей деятельности ООО КБ «Наратбанк» можно предложить к реализации следующие проекты для повышения эф ...
Особенности выпуска и обращения ценных бумаг банков. Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Сначала дадим определение ценной бумаги, которое изложено в Гражданском Кодексе РФ. В соответствии со ст.142 гл.7 ГК РФ ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможны тольк ...
Направления деятельности банка
В настоящее время ОАО «НБД-Банк» занимает значительную долю регионального рынка по работе с предприятиями малого и среднего бизнеса, по обслуживанию вкладов и платежей предприятий и частных лиц, по проведению внешнеторговых операций. Целевая клиентская группа, которую определил для себя НБД-Банк – ...