Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается действительно неопределённой. В современном обществе банки занимаются разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.
Банк как учреждение или организация. Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. Однако следует отметить, что банк как организация, как объединение людей исторически являлся уделом частного лица и лишь впоследствии с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.
Банк как предприятие. Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующими субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, девствует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия. Он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своём продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социально-экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственников его имущества.
Банк торговое предприятие. банки действуют в сфере обмена, а не производства. Это обстоятельство дало основание ряду авторов считать, что банк – это торговое предприятие. Банки действительно как бы покупают ресурсы, продают их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки иеют своих продавцов, хранилища, особый товарный знак, их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банками и сферой торговли в основном заканчивается.
Банк как посредническое предприятие. Функционирование банка в сфере обмена порождает и другие представления о его сущности. Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый прилив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других.
Банк как агент биржи может самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами. Однако ни исторически, ни логически это не превращает банк в часть биржевой организации.
Банк как кредитное предприятие. Постепенно банк в свою очередь всё более становился кредитным центром, что дало возможность его определять как кредитное предприятие. Однако это не даёт основания для смешения банка с кредитом.
Структура банка – такое устройство, которое даёт ему возможность функционировать как специфическому предприятию. В этом смысле устройство банка:
1. включает банковский капитал как специфический капитал, освободившийся от промышленного и торгового капитала, как капитал, существующий преимущественно в заёмной форме и находящийся только в движении;
2. охватывает банковскую деятельность, отличающуюся от деятельности других предприятий и институтов характером своего продукта, ставший главным его занятием;
3. состоит из особой группы людей, имеющих специфические знания в области банковского дела и управления банком;
4. можно назвать производственным, ибо в него входит банковская техника, здания, сооружения, средства связи и информации, производственные материалы.
С учётом анализа специфики банка, банк можно определить как предприятие или денежно-кредитный институт, осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной формах.
1.1.1 Банковская деятельность
Под банковской деятельностью понимают всю производственно-хозяйственную и финансовую деятельность банков и небанковских кредитных организаций, включая управленческий её аспект. Банковская деятельность может быть раскрыта через следующие понятия:
· Банковский продукт – конкретный способ, каким банк оказывает ту или иную услугу, т.е. упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий, составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка с обслуживаемым клиентом, единую технологию обслуживания клиента;
Другие материалы:
Динамика изменения структуры рынка акций «второго эшелона»
Прошедший год стал не самым удачным для инвестиций в «голубые фишки». Интерес к российским бумагам лидеров рынка инвесторы начали проявлять лишь к концу года, тогда-то и произошел основной прирост российских индексов — РТС и ММВБ [19]. Однако во втором эшелоне шла своя жизнь — тут, к примеру, есть ...
Проведение финансового анализа банка
Проведем анализ финансового состояния ОАО АКБ «Росбанк» за 2007–2009 гг. по данным финансовой отчетности с целью выявления его инвестиционной привлекательности и состоятельности. Таблица 3.1. Динамика и структура активов ОАО АКБ «Росбанк» за 2007–2008 гг. № п/п Наименование статей Сумма, тыс. руб. ...
Способы снижения операционного
риска
Минимизация операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и(или) на уменьшение (ограничение) размера потенциальных операционных убытков. Основным методом минимизации операц ...