Законодательство, регулирующее страховые отношения

Материалы » Гражданско-правовое регулирование страховых отношений в РФ » Законодательство, регулирующее страховые отношения

Правовые нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности (конституционном, административном, налоговом, экологическом и других отраслях права). Однако приоритетное значение имеют акты гражданского законодательства. Совокупность нормативных актов, содержащих страховые нормы, образует комплексное, межотраслевое по своей природе законодательство о страховании[27]. Гражданско-правовые источники страхового права представляют собой определенную систему, центральное место в которой занимает ГК. Нормы ГК регулируют лишь гражданско-правовые страховые отношения — обязательства по страхованию, устанавливая для любой их разновидности общие правила. При этом страховые обязательства урегулированы ГК исчерпывающе, и, таким образом, они не могут включаться в предметную сферу каких-либо иных законов.

Поэтому, Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", не содержит более правил о договоре страхования[28], сохранив действие норм, регулирующих отношения, связанные с обеспечением финансовой устойчивости страховщиков и осуществлением государственных надзорных функций, за страховой деятельностью[29]. Общие положения о страховании, включенные в данный Закон, подлежат применению лишь при условии их соответствия нормам ГК. Вместе с тем именно в Федеральном законе "Об организации страхового дела в Российской Федерации" содержатся определения основных страховых понятий и категорий — страхового риска, страхового случая, страховой выплаты и так далее. Данный Закон представляет собой стержень формирующейся системы страхового законодательства. Он призван регулировать страховые отношения в новых исторических условиях, юридически способствовать процессу демонополизации страховой деятельности, создавать оптимальные предпосылки функционирования рынка страховых услуг, обеспечивать свободу конкуренции и независимый статус страховых компаний, гарантии защиты личных и имущественных прав страхователей.

Законодательство, регулирующее страховые правоотношения имеет определенную иерархию, систему.

Таким образом, законодательство о страхова­нии складывается из норм ГК, специально посвященных страхо­ванию (ст. 927—970), ряда федеральных законов, посвященных страхованию или его отдельным видам[30], указов Президента РФ[31], постановлений Правительства РФ[32] и приказов и инструкций, из­даваемых федеральными органами по надзору за страховой дея­тельностью.

Действующий ГК не предоставляет фе­деральному органу по надзору за страховой деятельностью прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Однако эти права содержатся в Законе «Об организации страхового дела».[33] Если орган по надзору за страховой деятельностью, действуя в пределах своих полномочий, издает акт, регламенти­рующий публично-правовые отношения, в которых с ним состоят страховщики, то такой акт, в принципе, ГК не противоречит. Но гражданско-правовые нормы в нем закреплены быть не могут.

Законодательство о страховании имеет комплексную природу, объединяя нормы как частного, так и публичного права. К послед­ним относятся, в частности, правила о лицензировании и страхо­вом надзоре[34]. Однако основу законодательства о страховании, конечно же, образуют акты гражданского законодательства. Именно в них за­креплены основы страхования, которым должны подчиняться лю­бые правила о страховании, в какой бы сфере они ни применялись.

Законодательство о страховании может быть только федераль­ным. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе прини­мать лишь те нормативные акты, которые определяют организа­ционные предпосылки их участия в страховании. Такие акты не могут быть обязательными для частных лиц.

Другие материалы:

Сфера бизнеса
Основные направления деятельности банка Банк может осуществлять следующие банковские операции: · привлекать денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); · размещать указанные в предшествующем абзаце настоящей статьи привлеченные средства от сво ...

Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг – это добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг в форме некоммерческой организации, создаваемое с целью участия в процессе регулирования рынка ценных бумаг наряду с государственными органами ре ...

Перспективы развития платежной системы и безналичных расчетов в Республике Беларусь
С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы, для своевременного и качественного осуществления расчетов Национальному банку РБ необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы платежной системы. Представляется, ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru