В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, числа участников торговых операций, динамики изменения цен. Различают два основных способа организации торговли ценными бумагами: простой и двойной аукционы (каждый из которых имеет свои разновидности).
Простой аукцион представляет собой организацию торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели проводят эпизодические сделки напрямую между собой. В зависимости от спроса и предложения простой аукцион может быть организован в виде:
Ø Аукциона продавца («английский аукцион»). На рынке участвует ограниченное количество продавцов и множество конкурирующих между собой покупателей. Продавец устанавливает стартовую цену (начальную). Которая постоянно растет в процессе конкурентных торгов. В конце концов остается один покупатель, готовый заплатить наивысшую цену, с которым и заключается сделка. (по такой системе осуществлялась продажа пакетов акций при приватизации в России).
Ø Аукциона покупателя («голландский аукцион»). На рынке существует много продавцов при ограниченном количестве покупателей ( в основном такая ситуация складывается при реализации акций предприятия, финансовое состояние которого не очень хорошее и владельцы ценных бумаг стремятся избавиться от них). Торги происходят по принципу снижения цен на выставленные ценные бумаги. Победителем становится первый покупатель, согласившийся на предлагаемую цену.
Ø Заочного аукциона («закрытый»). Продавец объявляет о продаже определенного количества ценных бумаг в течение ограниченного периода времени, а покупатели подают заявки на покупку (указывая цены). Затем обрабатываются информация о количестве ценных бумаг и уровень цен. Продавец устанавливает приемлемый уровень цен. Ценные бумаги приобретают инвесторы, чьи предложения по цене были выше цены, устраювающей продавца, или равны ей. (Использовался в России при продаже акций приватизированных предприятий на чековых аукционах и в настоящее время применяется при размещении государственных облигаций).
При двойном аукционе идет одновременная конкуренция как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. В зависимости от методов удовлетворения заявок участников двойной аукцион подразделяется на :
Ø Залповый аукцион (онкольный). Он применяется при недостаточно ликвидном рынке, когда сделки совершаются нерегулярно, их объемы невелики, а разница в ценах относительно небольшая. Периодичность удовлетворения заявок («проведения залпов») определяется ликвидностью рынка. Особенность заключается в определении цены аукциона, которая должна быть единой для всех участников сделки.
Ø Непрерывный аукцион. Регистрация цен на продажу и покупку ценных бумаг осуществляется одновременно. В ряде случаев торги проводятся по принципу «толпы», при котором брокеры в специально отведенных местах «с голоса» заключают между собой сделки под контролем служащих биржи. На электронном табло указываются наилучшая цена на продажу и на покупку, время совершения последней сделки. По результатам торговой сессии биржа публикует информацию о количестве и объеме сделок по каждому виду ценных бумаг, наилучших ценах на покупку и продажу в течение биржевого дня, цену открытия (в начале дня) и закрытия (на момент закрытия биржи).
Другие материалы:
История Госстраха в России
Страхование в России имеет глубокие корни. Первые сведения о появлении страхования на Руси зафиксированы в законодательстве Х - XI вв. Однако до XVIII века страхование в России было развито слабо. Активизация страховой деятельности относится к периоду правления Екатерины II. В 1781 г. императрица и ...
Устойчивость коммерческого банка в период кризиса
Финансовый кризис будет продолжаться еще некоторое время. В этот период предприятиям, являющимся клиентами разных банков, следует внимательно проследить, как работают обслуживающие их банки. Банк по разным причинам может неожиданно прекратить проводить или начать серьезно задерживать платежи между ...
Технический анализ
Технический анализ подразделяется на два метода: § Графический; § Математический - компьютерный анализ . Графический метод. Метод основан на анализе ценовых графиков - нанесения на график изменения цены за определенный промежуток времени. Обобщенное название CHARTS. Временные интервалы: 1. Месячная ...