Основой прогнозирования рыночного поведения ряд теоретиков и практиков считают теорию "рациональных ожиданий", которая базируется на получении экономическим субъектом полной информации, основанной на анализе, оценках предстоящих событий, прогнозах.
Она предполагает, что фирмы в своих прогнозах исходят из оценок того, как функционирует экономическая модель, какова динамика цен, расходов, уровня процентной ставки, и пр., каковы вероятные последствия принимаемых правительством решений, как могут измениться основные макроэкономические показатели. Исходя из данной информации, фирмы определяют свое рациональное поведение.
Концепция "рациональных ожиданий" базируется на следующих положениях:
· все рынки экономической системы находятся в состоянии равновесия и цены являются равновесными;
· экономические субъекты рациональны. Они стремятся обеспечить оптимум своих целевых функций, ориентируясь при этом на действующее и возможное состояние рынка в будущем;
· в экономической системе отсутствует совершенное предвидение, т.е. субъекты лишены возможности точно знать, какая ситуация сложится на рынке в результате их действий, и они вынуждены ориентироваться на собственные прогнозы;
· субъективные прогнозы строятся на базе всей информации, которая доступна людям в данный момент;
· ожидания субъектов рациональны, т.е. они получены при оптимальном (с точки зрения критерия максимальной полезности или прибыли) использовании всей информации [19].
Таким образом, в соответствии с данной концепцией рынки товаров и ресурсов являются конкурентоспособными, рыночные субъекты собирают информацию и формируют ожидания относительно вещей, которые представляют денежный интерес, что позволяет им принимать решения, направленные на максимизацию их доходов. Новая информация быстро отражается на кривых спроса и предложения соответствующих рынков, равновесные цены и объемы производства приспосабливаются к новой ситуации (изменению технологии, рыночным потрясениям, изменениям в государственной политике). Так, если владельцы ценных бумаг на основании полученной информации ожидают падения цен на фондовом рынке, то они принимают решение и, с целью максимизации своей прибыли, начинают их продавать. Рост предложения акций на рынке ведет к падению курса акций. Аналогичные подходы характерны и для рынка валют.
Следовательно, хозяйствующие субъекты, используя информацию, реагируют на сдвиги в экономической деятельности, в результате чего происходит "расчищение всех видов рынка".
На основе этого приверженцы данной теории считают, что экономика эффективна и стабильна, что возможности правительства воздействовать на экономику сузились и краткосрочная политика управления спросом неэффективна.
Дестабилизирующим фактором, по их мнению, является несовершенство информации, ее ограниченность и искаженность, что влияет на принятие экономических решений и нарушает стабильность рынка [19, 17].
Другие материалы:
Понятие лизинга и
его сущность
Лизинг - одна из форм предпринимательской деятельности, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим или юридическим лицам на определенный срок для использования в предпринимательский целях. Экономическая су ...
Выводы
План маркетинга составляется на год и отражает направления работы банка в рамках стратегического плана. Практикуется использование нескольких видов плана маркетинга: план подразделений банка, план работы с клиентами, план разработки и внедрения на рынок отдельных банковских продуктов. Все эти докум ...
Фундаментальный анализ
Фундаментальный анализ изучает движение цен на макроэкономическом уровне. Он может способствовать определению главного рыночного тренда, однако для определения конкретного момента совершения сделки фундаментального анализа зачастую бывает недостаточно. В этой области применяется технический анализ. ...